Главная » История и культура » Брошюра: Гроздья гнева — народное восстание в Шаныраке в 2006 году

В 2007 году активисты московской организации «Социалистического Сопротивления» выпустили брошюру «Гроздья гнева» о народном восстании в пригородах Алматы в июле 2006 года, в основу которой легли публикации казахстанских товарищей из «Социалистического Сопротивления Казахстана». Материалы подобраны хронологически так, чтобы показать весь процесс нарастания социального конфликта в Шаныраке, Бакае, Улжане и в других населенных массивах предместий Алматы, где десятки тысяч семей внутренних мигрантов построили свои дома.

Интересы строительных компаний в захвате этой земли, а также классовое желание подавить и выжечь «каленным железом» домостроения переселенцев, которое озвучивал «кровавый продукт» президента Имангали Тасмагамбетов, привели к тому, что против жителей были предприняты целые карательные операции по сносу и выселению, которые в итоге привели к прямому массовому столкновению 14 июля 2006 года в Шаныраке. Тогда жители разных районов смогли при помощи обшесвенных активистов, в том числе и при активном участии социалистов и Арона Атабека, объединиться, скоординировать свои действия и в итоге дать отпор целому гарнизону полиции города Алматы и отстоять свои дома.

Несмотря на провал операции по массовому выселению, на следующие дни после баррикадных боев, спецслужбы и полиция провели повальные аресты сотен жителей Шанырака и Бакая, которых нещадно пытали и избивали в застенках ДВД, райотделов полиции и даже в скрытых тюрьмах под крышей изоляторов для лиц без определенного жительства. Все это описывается в издании с указанием списков фамилий тех, кто подвергся пыткам и истязаниям. Все эти карательные действия властей предвосхитили события, которые произошли в Жанаозене уже пять лет спустя, когда через массовые аресты и избиения прошли уже тысячи рабочих и жителей Мангистау.

Отдельно в брошюре упоминается как процесс расследования и арестов в том числе Арона Атабека и его сортаников, так и кампания солидарности, организованная левыми организациями по всему миру. Затем судебный процесс и резонанс, который возник после этих событий, заставил власти пойти на значительные уступки и начать процесс узаконения домостроения граждан и проведения необходимой инфраструктуры в эти районы. Это во многом было достигнуто за счет решительности и организованности жителей и политического руководства общественных активистов, среди которых видную роль играл Арон Атабек. Поэтому задачей социалистов является борьба за освобождение защитников Шанырака!

Скачать брошюру в ПДФ формате вы можете пройдя по ссылке:grozdya-gneva

Редакция

 

Предисловие

«Опоновцы попытались врезаться в толпу со стороны возвышенности, чтобы оттеснить поселенцев вглубь лога. В ход пошли шумовые гранаты и резиновые пули. Но, отойдя метров на 80, отряды самообороны сгруппировались, и с боевым кличем „Алга!“ отбросили полицию обратно. Пожарные попытавшиеся было использовать свои брандспойты, не справились, и шланги, выпавшие из их рук, под давлением стали поливать своих же. В горячке боя запылали новые костры от коктейлей Молотова. Все пространство затянуло дымом. Над полем боя и баррикадами возвышался красный транспарант СоцСопра — „Жер Халыктiкi!“ (Земля народу!). Камни и бутылки с зажигательной смесью бросали все. Будучи на передовой, я сам наблюдал, как юные девушки с яростью закидывали булыжниками полицейских, и даже дрались палками и ногами с вооруженными до зубов собровцами, а дети из рогаток точно попадали в лица атакующих»… Нет, это не репортаж из сектора Газа, не сцена из боевика или исторического романа. Это Шанырак — рабочее предместье Алматы, южной столицы республики Казахстан, 14 июля 2006 года. Об этих событиях, потрясших Среднюю Азию, не сообщала «большая» российская пресса. Кровопролитные столкновения жителей Шанырака и Бакая с отборными формированиями полиции не комментировали телеведущие, скрупулезно изучавшие карту вин, подававшихся VIP-персонам на саммите Большой восьмерки. Да и события в Южном Бутово не слишком располагали к обнародованию взрывоопасной информации из дружественной соседней страны. Между тем, народное восстание в алматинских гетто — факт огромного исторического значения, и оно остается таковым вне зависимости от желания или нежелания правящих элит признавать это. События в Бишкеке, Андижане, Алматы; бурный рост рабочего движения, ознаменованный октябрьской стачкой 25 тысяч карагандинских шахтеров и металлургов — все это неоспоримо свидетельствует о зарождении мощного очага нестабильности в самом сердце евразийского континента. Здесь, как раньше тропы Шелкового пути, пересекаются интересы российского, европейского, американского и китайского империализмов. Здесь, где правят бал бандитский капитализм и неразлучный с ним полицейский диктат, пока незаметно для мировой элиты, пробуждается новый революционный вулкан. Чем ценен для нас, россиян, казахстанский опыт? Читая это потрясающее документальное свидетельство, кто-то может подумать, что все, описанное здесь, является обличением одного лишь назарбаевского режима, что в России мы имеем более цивилизованное и стабильное общество, застрахованное от подобной «азиатчины». Нет ничего опрометчивей подобного взгляда! Социальные противоречия и проблемы, происхождение и структура власти, закономерности и динамика экономического развития — все это у нас общее, несмотря на сравнительно более высокий уровень развития России. Общей является и историческая судьба наших народов. Обозревая шокирующую панораму казахстанской действительности, невозможно отделаться от мысли, что видишь лишь более концентрированную, неприкрытую, откровенную картинку нашего, российского бытия. Все тут до боли знакомо — и хищные корпорации, идущие на любое насилие и преступление ради вожделенного барыша, и тучные, самодовольные чиновники, способные не задумываясь лишить крова тысячи людей, вставших им поперек дороги, и менты, грубой жестокостью превосходящие средневековых ландскнехтов. Но, главное, народ — наш народ, единый, несмотря на годы, проведенные врозь. Великий народ, способный проникаться жалостью к своим мучителям, но и подниматься до священной, прекрасной, возвышающей душу ненависти к угнетателям. Читая хронику народного движения, охватившего нищие пригороды Алматы, испытываешь чувство, знакомое по книгам о Парижской коммуне, Октябрьской революции и Испанской Гражданской войне — веру в достоинство рабочего человека, его способность побороть скотские условия существования, изменить мир на новых, гуманных и справедливых началах. Мы решили озаглавить эту брошюру в честь знаменитого романа Джона Стейнбека не только потому, что его — почти документальная — фабула поразительно напоминает реалии сегодняшнего Казахстана. Проводя параллели с США периода Великой депрессии, мы стремились показать универсальную, алогичную, омертвляющую природу капитализма, непримиримо враждебного человеку. Противоречия нынешнего казахстанского и российского общества порождены не местными особенностями, не культурной или исторической спецификой того или иного народа. Они являются закономерным следствием существования частной собственности и обусловленных ею общественных отношений. Продолжающаяся борьба жителей алматинских гетто за землю и жилье является в основе своей классовой, антикапиталистической борьбой. Мы горды тем, что наши товарищи — активисты Социалистического Сопротивления Казахстана действуют в эпицентре этой борьбы, разделяя с казахстанским народом его лишения и победы. Надеемся, что издание этой брошюры станет небольшим, но искренним вкладом российских социалистов в борьбу против назарбаевского режима, и послужит ценным пособием в борьбе против его близнеца — режима путинского.

Иван Овсянников, 7 ноября 2006

 

grozdya-gneva

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий


2 + = одиннадцать