Главная » Дискуссия » Айнур Курманов: Новая тотальная «реабилитация» в Казахстане – путь к признанию «Голодомора»?

Более недели назад в Нур-Султане прошло первое заседание государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий под председательством госсекретаря РК Крымбека Кушербаева

Еще в конце мая президент Касым-Жомарт Токаев сообщил о том, что поручил создать очередную государственную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий. Похоже, что уже после парламентских выборов общество Казахстана ждёт массовое оправдание всех, в том числе пособников нацизма и басмачей, а страну ожидает новая волна декоммунизации и дерусификации.

«Главная задача государственной комиссии – восстановление исторической справедливости в отношении всех категорий жертв политических репрессий советского периода. После проведения всестороннего и комплексного изучения материалов на основе международных подходов и стандартов планируется осуществить полную юридическую, а в отношении отдельных категорий – политическую реабилитацию жертв репрессий», – отметил госсекретарь Крымбек Кушербаев.

Однако все это пустая пропагандистская риторика, так как кого могли уже давно реабилитировали, сначала во время «хрущевской оттепели» 50-х – 60-х годов, затем во время горбачевской перестройки в 80-х, а завершили в 1993-м году уже в суверенном Казахстане принятием закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Этот акт, подписанный Нурсултаном Назарбаевым, уже был распространен на всех пострадавших, включая баев, кулаков и членов их семей, вывезенных с насиженных мест во время коллективизации, а также на представителей религиозных культов и участников декабрьских событий 1986-го.

Кого же собираются оправдать на этот раз? Под полную и окончательную реабилитацию в данном случае могут попасть две категории лиц. Первые – это пособники нацистов из числа бойцов Туркестанского легиона вермахта, мусульманских батальонов СС, а также террористы, шпионы, каратели, лица, участвовавшие в организации кулацких и басмаческих банд и убивавшие местных активистов. Подобный ход предсказуем, так как официальная пресса, националистические СМИ, получающие субсидии из бюджета, а также представители интеллигенции и высокопоставленные чиновники давно пытаются представить их борцами со сталинским режимом и невинными жертвами.

Вторые – это жертвы голода 1932-33 годов, которые почему-то сейчас приписываются президентом и госсекретарем к репрессированным, хотя к ним советской властью не предпринимались какие-либо санкции и ограничения. И тут как раз и начинается самое интересное. Как и казахские националисты, Касым-Жомарт Токаев и Крымбек Кушербаев указывают абсолютно не историческую и недоказанную цифру в три миллиона этнических казахов, который якобы умерли по указанию кровожадного руководства СССР. Национал-патриоты также называют цифру от 3 до 5 миллионов и можно предположить, что им их изначально спустили сверху кураторы из администрации президента для создания нужного общественного фона и грандиозных масштабов трагедии.

Если вторых окончательно приравняют к репрессированным, то они будут представлены в качестве жертв красного террора и целенаправленного геноцида. Этим шагом будет официально признан и узаконен «Ашаршылык» («Голодомор»), как результат и доказательство преступной и античеловеческой сущности Советского Союза, где якобы проводилась целенаправленная политика уничтожения казахской нации. Собственно, власти намереваются даже установить отдельный день для поминовения жертв голода 1922-23 и 1932-33 годов, показав тем самым, что «еврейско-русские» коммунисты в течение десяти лет морили казахов голодом.

Это прочно вписывается в идеологическую конструкцию, создаваемую в Акорде, основанную на антикоммунизме. Как подтверждение, в этом году власти полностью проигнорировали столетие образования Казахской АССР в составе РСФСР по инициативе Ленина и Калинина, если не считать разрушенных казахскими националистами бюстов Михаилу Ивановичу в Алматинской области.

После того, как государственная комиссия во главе с госсекретарем Крымбеком Кушербаевым примет решение о том, что умершие от голода также являются жертвами репрессий, то следующим шагом будет принятие новым составом парламента после выборов 10 января 2021 года закона об «Ашаршылыке» («Голодоморе») 1922-23 и 1932-33 годов в Казахстане, который полностью списан с аналогичного украинского образца. Его презентовали и внесли на рассмотрение депутаты от национал-патриотической и праволиберальной партии «Ак жол» («Светлый путь») Азата Перуашева, которые ранее требовали переименования страны в казахскую республику, а еще областных центров и всех улиц, носящих русские и советские названия.

В представленном законопроекте, в статье 1 говорится, что ««Ашаршылык» 1922-1923 и 1932-1933 годов в Казахстане является геноцидом казахского и других народов Казахстана», а в статье 2 указывается, что «общественное отрицание «Ашаршылыка» 1922-1923 и 1932-1933 годов в Казахстане признается оскорблением памяти миллионов жертв «Ашаршылыка», уничтожением достоинства казахского и других народов Казахстана и является противоправным».

Предусматривается и введение уголовной ответственности за отрицание «Ашаршылыка», а вся риторика акжольцев Азата Перуашева даже в деталях совпадает с заявлениями президента и первых чиновников. Так, 3 июня депутаты от партии «Ак жол» выступили с обращением, в котором призвали официально установить «Ашаршылык» в качестве «факта геноцида против нашего народа, так как голод унес более 4 млн жизней или 70% населения Казахстана».

Логическим шагом станет мера по запрету коммунистической идеологии в стране. Это как раз и предложили представители всё-той же партии «Ак жол». В связи с эти становится понятным почему 11 ноября на своем съезде экстренно была переименована парламентская Коммунистическая народная партия Казахстана, которая потеряла в названии слово «коммунистическая». Это типичная подстраховка, чтобы не подставить свою марионеточную партию в Мажилисе в случае принятия такого закона о запрете коммунистической идеологии. Этим якобы будет поставлена последняя точка в «деколонизации» сознания казахского народа.

Собственно, для казахских националистов и чиновников декоммунизация является синонимом дерусификации, когда сама эта кампания, начавшаяся с 2018 года, после принятия указа президента Назарбаева о сносе памятников и переименовании улиц с идеологически устаревшими названиями, приняла чисто русофобский характер. Да и сама цель подобных инициатив направлена на возбуждение антирусских настроений. Вместе с Россией, являющейся правопреемником СССР, русский народ также объявляется коллективным и историческим виновником геноцида казахского, украинского и других народов. Таким шагом ставится и своеобразный политический крест на дальнейших интеграционных процессах, так как страна таким образом отрывается от общекультурного, социального и информационного постсоветского пространства, которое объявляется преступным.

Примечательно, но фигура главного «реабилитатора» в лице госсекретаря Крымбека Кушербаева также подобрана вовсе не случайно. Несмотря на то, что ранее он проработал в комсомольских и партийных органах, после 1991 года стал ярым антикоммунистом и русофобом. Соответственно и направлялся всегда в качестве областного акима в трудные для Акорды регионы для подавления сопротивления местного русскоязычного населения и трудовых коллективов. Так, в декабре 2000 года он был послан в Западно-Казахстанскую область, где боролся против депутатской группы «Народовластие» из числа коммунистов и казаков, получившей большинство в Уральском городском маслихате, а также против независимых профсоюзов, в частности, на заводе «Метталист».

С 2006 года он был назначен акимом Мангистауской области, которую сотрясали постоянные забастовки нефтяников и где разворачивалось мощное рабочее движение. Именно при нем на ряд рабочих активистов были возбуждены уголовные дела, неугодным подбрасывались наркотики, а в отношении некоторых профсоюзных лидеров были совершены бандитские нападения. С 2006 по 2012 года криминальные группировки, крышуемые областными властями, буквально терроризировали независимые профсоюзы. Он также готовил и участвовал в жестоких репрессиях в отношении нефтяников Жанаозена в декабре 2011 года.

Уже будучи акимом Кызыл-Ординской области он непосредственно выступал с торжественной речью при открытии памятника Мустафе Шокаю (Чокаю), который являлся идейным вдохновителем создания легиона вермахта из числа жителей Средней Азии и покровителем мусульманских частей СС. В Кызыл-Орде по инициативе Крымбека Кушербаева в честь пособника нацизма были переименованы ряд улиц, библиотек и даже торговые центры. Теперь же в качестве госсекретаря он продолжает дело Марата Тажина и курирует деятельность националистических движений и их СМИ в Казахстане.

Поэтому его председательство в государственной комиссии по «окончательной» реабилитации неслучайно, так как он должен обеспечить идеологическое и политическое обоснование признания «Ашаршылыка» и оправдания изменников родины и пособников нацизма. Вся эта кампания в итоге приведет к новому витку тотальной декоммунизации и дерусификации в стране, к переименованию оставшихся населенных пунктов и улиц и к возможному запрету коммунистической идеологии.

Данным шагом Акорда стремится переключить сознание миллионов казахов, недовольных своим нынешним социальным положением, на патриотическую повестку и на чувство ненависти к советской «империи». На деле это означает переписывание и уничтожение собственной же истории и мифотворчество украинского покроя, а также неминуемо ведет к дальнейшему разжиганию межнациональной розни. В такой атмосфере нетерпимости в Казахстане погромы дунган в Кордае, которые до сих пор не признаны властями межнациональным конфликтом, могут не просто повториться, а покажутся просто цветочками.

Такая кампания может обернуться политикой языковой, национальной и расовой сегрегации и настоящим геноцидом уже в отношении не титульных этносов. Тогда мы действительно однажды можем проснуться в «Освенциме».

Айнур Курманов, сопредседатель Социалистического движения Казахстана,

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий


− два = 3