Главная » Новости » Наше отношение к «референдуму» и к антикитайской кампании

49196389Две недели назад в социальных сетях появилось заявление, написанное на имя Нурсултана Назарбаева и премьер-министра Серика Ахметова и подписанное рядом деятелей «ОСДП-Азат», национал-патриотов правого толка и представителями либеральных оппозиционных организаций, которые вновь сетуют о проблеме китайской экспансии. Возглавляют список подписантов, как и положено, Булат Абилов и Мухтар Шаханов, а сам документ предвещает будущее собрание по инициированию референдума, которое назначено на 23 февраля.

Авторы этого заявления опять написали во многом антикитайское воззвание, и это, с нашей точки зрения, очередная популистская кампания, в череде многих, в которых обычно и неизменно участвовали Абилов, Туякбай, Шаханов, Тайжан и другие. В принципе, со многим, что сказано в этом заявлении, можно даже согласиться, но расплывчатость лозунгов и требований вызывают большие сомнения в целях и задачах главных инициаторов данного документа. Прочитать текст заявления можно на странице в фейсбуке, который вывесил Булат Абилов: http://www.facebook.com/groups/nesoglasnyekz/permalink/479195148806808/

«По данным независимых источников только в Актюбинской области китайские инвесторы добывают почти 100% нефти и газа, в Кызылординской — более 60%, в Мангистауской – более 30%, в Атырауской – более 10%. В самой Разведка Добыча КазМунайГаз (РД КМГ) китайской стороне уже принадлежит более 10%. Китайцы, проводя агрессивную политику, скупают все перспективные месторождения в нашей стране», – пишут заявители. Обеспокоенность их понятна, но об этом было известно и год, и два назад. Информацию о долях китайских компаний раскрывал Рахат Алиев в своих откровениях, выходили материалы в газете «Голос Республики», но они почему-то не вызывали раньше такого резонанса.

Активисты Социалистического Движения Казахстана с самого начала поднимали вопрос о произволе китайских работодателей в компании «Актобемунайгаз» в 2010 году после незаконного и наглого увольнения активистов независимого профсоюза «Назарлык». Организовывали акции у посольства КНР в Алматы в июне 2011 года против произвола китайского менеджмента АО «Каражанбасмунай» (50% акций в руках КНР) в лице члена КПК Юань Му, который был инициатором уголовного дела против Натальи Соколовой. Но почему-то эти акции не получили поддержки от ОСДП и от сторонников Мухтара Шаханова. Безусловно, был митинг против передачи земли под «аренду» КНР и другие акции, организованные социал-демократами и национал-патриотами, но они все ограничивались площадью за Сары-Аркой в Алматы, а потом благополучно стихли.  Хотя возможность передачи земель в аренду сохраняется.

В политическом смысле данное заявление, как и требование самого референдума — это, к сожалению, существенный шаг назад по сравнению с высшей точкой политического развития протестного движения в стране, которая выразилась в требованиях мангистауских нефтяников. Так, они оказались намного радикальнее и последовательней всей оппозиции и планировали 16 декабря 2011 года провести митинг в Жанаозене с призывом к трудящимся выйти на всеобщую политическую забастовку с требованием отставки президента и правительства. До этого они еще с апреля 2009 года постоянно выдвигали лозунг национализации всей добывающей промышленности под рабочим контролем.

Но ни Абилов, ни Шаханов, ни Тайжан, ни тем более Сарым, никогда не поддерживали это центральное политическое требование нефтяников во время многих забастовок 2009-2011 годов! Ими вновь сейчас выдвигается расплывчатый эрзац-лозунг «о возвращении богатств народу», который тоже ничего никому не объясняет, так как он понимается всеми и абсолютно по-разному. И заметьте — это еще вовсе не лозунг национализации. Абилов не один раз говорил, что это лишь средство для передачи предприятий новым «эффективным собственникам», то есть новой казахской буржуазии, среди которой он тоже занимает почетное место.

В 2011 году Абилов и Туякбай в ответ на наш лозунг о национализации флагманов промышленности, поддержанный «Алгой» и КПК, выпустили свое заявление, где сказали, что настаивают на выкупе государством пакетов акций у нынешних собственников. Или все это забыли? Сейчас это в смягченном варианте переносится и в вопрос готовящегося референдума, где идет речь о передаче в руки государства только пяти компаний: «Поддерживаете ли вы возвращение в государственную собственность стратегических предприятий страны — «Казахмыс», «АрселорМиттал», «Казцинк», ENRC, «Народный банк» — путем выкупа по ценам их приватизации?». Здесь уже не идет речи даже о долях китайского капитала в нефтяной промышленности страны!

Стороной обходят заявители деятельность западных компаний в горнодобывающей промышленности страны, как и  крупных казахстанских собственников — семьи Президента и его окружения. Ведь только год назад, сразу после расстрела нефтяников, германские промышленники подписали с Назарбаевым контракты на сумму несколько миллиардов евро для инвестиций в месторождения редкоземельных металлов. Осенью прошлого года австрийские и французские представители большого бизнеса сделали то же самое. Высок процент западных компаний и в нефтяном секторе, договора с которыми также невыгодны для Казахстана. Только на неоплаченной природной ренте американские, английские и итальянские дельцы за 20 лет получили баснословные прибыли, что уже дает возможность требовать «пересмотра контрактов» и обратиться в арбитражный суд.

В целом, дело совсем не только в Таможенном и Евразийском союзах, которые существенно урезают «суверенитет» и «независимость» страны, как это также пытаются небеспочвенно представить заявители и инициаторы референдума, и даже не в 40% нефтяного сектора, которые принадлежат китайским компаниям. Дело в самом социально-экономическом курсе и месте Казахстана в международном разделении труда и мировой капиталистической системе, где стране уготована роль вечного сырьевого придатка. Всё это в целом с головой выдает неоколониальный характер экономики Казахстана, которую грабят все империалистические игроки и транснациональные корпорации. Но инициаторы заявления это пытаются упорно замолчать, предлагая лишь частичный «справедливый» передел собственности и долей, причем в пользу лишь национального капитала, но не большинства населения.

Вырваться из этого порочного круга сырьевой ямы — это означает не просто «пересмотреть невыгодные контракты», оставив тем же или передав другим добывающим компаниям наши месторождения на более «хороших» условиях. Нет — это, в первую очередь, предполагает радикальную смену всего вектора развития страны, ведущего сейчас в никуда. Для этого необходима не смена вывесок и увеличение казахстанской доли, которая потом будет делиться чиновниками и национальной буржуазией в свою пользу, а масштабная национализация всей крупной промышленности, энергетики, транспорта, земли, недвижимости, инфраструктуры, природных ресурсов без выкупа, поддержанная трудовыми коллективами снизу, с полной сменой и самой политической системы в стране.

Подобные центральные и глубинные преобразования невозможно решить одними «референдумами». В первую очередь необходима работа с массами, их обучение самоорганизации в комитеты действий, профсоюзы, в массовую социалистическую рабочую партию со своей программой переходного периода, мобилизация трудящихся в мощное забастовочное движение. Как показала жизнь и борьба без масштабной и всеобщей политической забастовки, без Учредительного демократического собрания представителей трудового народа, которые поменяли бы саму основу казахстанского общества невозможно реально изменить ситуацию в стране во всех сферах общества.

Именно такое Учредительное демократическое собрание, а также новые органы власти (с прозрачными и справедливыми выборами на каждом уровне с прямым голосованием гражданами страны, с полной выборностью исполнительной власти республиканскими и местными представительными органами власти и органами самоуправления и с подотчетностью им) могли бы поставить жирную точку в спорах о Таможенном и Евразийском Союзах и других кабальных и тайных договорах, подписанных  нынешним правительством и президентом.

Конечно, мы не против антиимпериалистической борьбы и, наверное, поддержали бы требование «возврата природных богатств народу», если бы такой вопрос был в повестке референдума. Но, как видим, в итоге организаторы оного ограничилось лишь пятью компаниями и даже без упоминания злополучных китайских долей. Хотя формально, как демократический лозунг, требование выборности акимов и правильное, но в нынешних условиях, оно открывает лишь возможность местным буржуазным группировкам продвигать на должности своих ставленников, помимо центра, и не более. Наши «демократы» даже не удосужились поднять вопрос о расширении полномочий местных представительных органов власти, как и полномочий депутатов, что, безусловно, было бы прогрессивней.

Другой важный политический фактор – это невозможность провести сам этот референдум в рамках нынешней политической системы в виде суперпрезидентской республики, ибо власть будет использовать все инструменты из своего полит-технологического арсенала для достижения нужного ей результата. Собрание по его инициированию станет лишь трибуной для поднятия рейтинга некоторых буржуазных политиков и правых националистов, лишь создав иллюзию действий, вместо реальных результатов.

В этой ситуации, хотя мы не намерены организовывать какие-либо кампании или действия против данной инициативы, мы не находим возможным для себя быть в оргкомитете по подготовке данного референдума и принимать участие в собрании по его инициированию.

Соответственно, мы вынуждены разъяснить, что подпись Есенбека Уктешбаева, поставленная под заявлением «ОСДП-Азат» и национал-патриотов, не означает, что казахстанская секция КРИ, Социалистическое Движение Казахстана и профсоюз «Жанарту» уполномочивали его на это от нашего имени, и не означает выражения мнения наших организаций.

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий


3 × = двадцать семь