Главная » Солидарность » От критики до психушки в Казахстане – один шаг

1720Адвокат Зинаида Мухортова ждет суда апелляционной инстанции в психдиспансере. Сейчас ее уже могут посещать родственники, но настроение ее пессимистичное: ведь «на лечении» можно остаться на неопределенный срок. Правозащитник Евгений Жовтис считает, что на адвоката набросилась система, которую Зинаида Мухортова посмела критиковать.

Как сообщил защитник Зинаиды Мухортовой Аман Шорманбаев, он готовит апелляцию на решение суда первой инстанции. «Если в худшем сценарии решение оставят во всех инстанциях в силе, то лечить они ее там будут столько, сколько посчитают нужным, – говорит он. – А если суд второй инстанции отменит решение первой, то они должны ее сразу освободить».

По сообщению защитника, родственники сейчас могут посещать Зинаиду Мухортову, хотя до суда не пускали ни их, ни адвоката. «Посещения не ограничены, в рабочие дни с понедельника по пятницу с 10 до 12 и с 17 до 19 часов, у них висит стенд – часы посещения. По закону она имеет право пользоваться телефоном, но сотового у нее нет, и она пользуется городским, – рассказывает Амангельды Шорманбаев. – Последний раз я с ней говорил на суде, она была в плохом настроении, что вполне естественно: упекли здорового человека в психушку».

Гражданский активист Галым Агелеуов поговорил на эту тему с правозащитником Евгением Жовтисом, который констатирует, что это отнюдь не единичный случай, а системная реакция власти, столкнуться с которой на любом уровне может каждый из нас. Приводим расширенный комментарий Евгения Александровича полностью.

«Ситуация с Мухортовой – это отражение общей ситуации во взаимоотношениях государства и общества. Государство всегда себя защищает на всех уровнях, и это консолидированная защита. Всегда, когда на него нападают, неважно – в форме критики, в форме организации людей, которые хотят защитить свои права и интересы, государство ощетинивается. Причем оно ощетинивается на уровне всех структур: и на уровне правоохранительных органов, и на уровне судебных, которые себя рассматривают как часть государства.

В нашей ситуации ужас в том, что именно судебная ветвь власти, которая по Конституции является самостоятельной и должна рассуживать споры между людьми, организациями и государством на основе закона, вольно или невольно чувствует себя исполнительной властью. Для нее исполнительные структуры – свои, а граждане – постольку поскольку. Поэтому это корпорация.

Спросите любого судью – он считает себя госслужащим, он на службе так же, как полицейский. Налоговые службы, как таможенные. Защитники закона на госслужбе, хотя это другая служба, другой институт. И вот это самоощущение суда ведет к тому, что власть ощущает себя корпорацией. И когда кто-то бросает вызов отдельному ее представителю, система начинает отвечать. Там, где это диктатура и авторитаризм, действуют так: жестко закатали и все. Там, где делают вид и пытаются сохранять нормы приличия, пытаются оформить это в какую-то удобоваримую законную форму. Не всегда это получается, а чаще не получается совсем, как в случае с задержанием и помещением в психический диспансер Мухортовой.

Учитывая, что она адвокат, а значит, грамотный, знающий законы человек, она еще и человек публичный, во всяком случае делающий какие-то заявления. Меня не интересует ее обвинение в психической болезни, потому что если человек не признан недееспособным, то какие-либо психические отклонения, даже если они и есть, не мешают человеку заниматься своим делом, защищать кого-то и так далее. Факт болезни, в том числе и психической, не есть основание умаления всех прав.

Поэтому когда Мухортова в первый раз, больше года назад, попала в конфликт с властью на местном уровне и затронула какие-то ее интересы, началась системная реакция. Давайте посмотрим, сколько раз гражданин выигрывал у высокопоставленного чиновника, особенно если этот чиновник принадлежит к элите? Какой судья в жесткой системе, которая у нас сложилась, рискнет принимать решение против чьих-то интересов? Он понимает, что либо останется без работы, либо на него будет оказано давление. Поэтому она оказалась жертвой системных недостатков. Такое жертвой может оказаться любой человек.

Учитывая, что традиции использования «психушек» у нас достаточно распространены, кого у нас только в них не отправляли – от Челаха до Харламова, то опять же – когда вы не имеете гарантированной защиты на основе закона, начинается произвол. Вопрос только в масштабах этого произвола и ограничениях этого произвола: способны ли какие-то государственные структуры этот произвол ограничивать. В настоящее время не способны».

Евгений ЖОВТИС, председатель совета Бюро (комментарий по поводу дела Зинаиды МУХОРТОВОЙ)

Подготовила Наталья МАРЧЕЛОВА

 

Опубликовано на интернет-портале «Республика» от 28.08.2013

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий


× пять = 45