В Астане 25 сентября у стен Генеральной прокуратуры прошла акция правозащитников в защиту адвоката Зинаиды Мухортовой, незаконно изолированной в психиатрической лечебнице за свою оппозиционную деятельность, в которой приняла участие и сопредседатель Социалистического Движения Казахстана Жанна Байтелова. Мы представляем статью журналистов «Республики» с подробностями об этой акции.
Казахстанские правозащитники требуют освобождения адвоката Зинаиды Мухортовой. В минувшую среду они обратились в Генеральную прокуратуру с письмом, в котором потребовали разобраться в ситуации. Однако сами чуть не попали в переделку.
- Наша газета уже неоднократно писала о Зинаиде Мухортовой, адвоката из Балхаша. Кошмарная история, в стиле худших времен советского застоя и расцвета карательной психиатрии — именно так это дело выглядит со стороны.
- Зинаиду отправили на принудительное лечение после того, как она обратилась к главе государства, «лидеру нации» Нурсултану Назарбаеву и в Общественную комиссию по борьбе с корруцией при партии «Нур Отан» с жалобой на действия Ерлана Нигматуллина (брата Нурлана Нигматулина, председателя Мажилиса), обвинив того в давлении на суд. В результате против нее и еще трех подписантов возбудили уголовное дело за заведомо ложный донос о совершении коррупционного преступления. Подписантам суд дал два года условно.
- Правозащитницу, как самую активную, определил на принудительное лечение с диагнозом: «бредовое расстройство в отношении конкретных лиц», по сути признав, что в Казахстане только ненормальные пытаются добиться справедливости в тяжбе с высокопоставленными чиновниками.
- «На сегодняшний день, Мухортова, психически здоровый человек, находится в областном психоневрологическом диспансере на принудительном лечении, — указывается в обращении. Психическое здоровье Мухортовой подтверждено заключением эксперта РФ, доктора мадицинских наук Кюри Идрисова…»
- Когда спустя несколько месяцев Мухортову освободили, она попыталась оспорить судебное решение и подала жалобу в Верховный суд. Не успела адвокат направить все необходимые документы, как ее тут же снова госпитализировали и освободили только через полмесяца.
- 31 января 2012 года Верховный суд отменил решение и направил дело на повторное рассмотрение. 26 июля его было решено прекратить, а обвиняемую от принудительного лечения освободить. Тут эта история должна бы и закончиться, но увы. Строптивую правозащитницу вновь силой доставили в больницу.
- «Мы считаем, что у прокурора города Балхаш не было оснований направлять запрос в Балхашский суд для принудительной госпитализации Зинаиды Мухортовой, — указывают в обращении правозащитники. — Мы уверены, что гонения на Мухортову возобновились из-за того, что она пыталась обжаловать в судебном порядке действия должностных лиц, упрятавших ее в психушку».
- На стороне адвоката находится не только правосудие, но и медицина. 2 сентябряврачебно-консультационная комиссия карагандинского областного департамента здравоохранения вынесла заключение, что Мухортова в принудительном лечении не нуждается и в соответствии с законом должна быть выписана из психиатрической больницы. Но даже вывод ВКК оказался нипочем главврачу областного психоневрологического диспансера Рысбеку Искакову.
- «Можно предположить, что неспроста Р. Искаков в нарушение закона оставил ее в больнице, так как над ним нависла угроза признания его действий незаконными, — так же говорится в обращении. — Мы требуем проверки на предмет законности действий прокурора города Балхаш, по запросу которого Мухортова была помещена в лечебницу, и главного врача областного психоневрологического диспансера Рыспека Искакова».
- Письмо в канцелярию генеральной прокуратуры доставили правозащитница Жанна Байтелова и глава столичного филиала Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности Анара Ибраева. Дабы акция не прошла незамеченной, обе женщины пришли сюда в футболках с надписями «Свободу Зинаиде Мухортовой!».
- И тактика, надо сказать, оправдала себя. Если до этого на все обращения правозащитниковконтрольно-надзорные органы отделывались отписками, то в этот раз гостей встретили намного более радушно и, в сопровождении пышной свиты, препроводили в канцелярию.
- — Вывод напрашивается только один — пока вот так не придешь, ничего не сдвинется, — констатировала Байтелова.
- Журналистов в здание не пустили — сказали, что это режимный объект и снимать там нельзя.
- Если раньше правозащитникам заявляли, что их жалобы направлены в прокуратуру города Балхаш (то есть в тот самый орган, на действие которого он и жаловались), то теперь дело кардинально изменилось.
- — Сейчас же мы выяснили, что по нашему обращению проводится проверка Генеральной прокуратуры, — сообщила Анара Ибраева. — 19 сентября вынесено постановление о проведении психиатрической экспертизы в Астане, и получено согласие Зинаиды Мухортовой на участие в этой экспертизе. Теперь ее привезут в Астану для проведения этой, якобы независимой, экспертизы. Все материалы перенаправлены из Балхаша в Астану.
- Кроме того, по словам Жанны Байтеловой, прокуроры сообщили, что в отношении главного врача психбольницы Рыспека Искакова тоже началась прокурорская проверка.
- Как себя чувствует сама Зинаида, можно только догадываться.
- — Последние вести от нее были в начале сентября, когда появилась новость, что ее хотят выписать, — рассказала журналистам Жанна. — Я созванивалась с ее сестрой, Натальей, она как раз находилась у Зинаиды, и мне удалось с самой Зинаидой поговорить. Она мне сказала, что врачебная комиссия вынесла заключение, что она (Зинаида Мухортова — авт.) более не нуждается в принудительном лечении. Но однако главный врач отказывается ее выписывать. И сама Зинаида рассказала, что Искаков был очень зол, что Зинаида подала апелляционную жалобу на решение, по которому ее направили на этот раз на принудительное лечение.
- Подача письма не обошлась без эксцессов. Правозащитниц возмутил тот факт, что их, без их согласия, снимал на видео человек в форме сотрудника полиции.
- — Мы сейчас выходили, и он дальше продолжал снимать, — говорит Ибраева. — Он отказался представиться.
- А когда правозащитница сама попыталась сфотографировать «оператора» на встроенный фотоаппарат мобильного телефона, то полицейский… сначала напал на нее, а потом сбежал и спрятался в туалете.
- — Он реально на Анару вот так накинулся, — рассказывает Жанна. — Он же выше нее. Пытался выхватить мобильный телефон. Представляете, у нас прямо в здании Генеральной прокуратуры полицейские могут напасть на посетителя!
- Дальше вышло еще веселее — выяснилось, что имя «оператора» никто в прокуратуре не знает. Просто неизвестный герой какой-то!
- — Согласно Гражданскому кодексу этот человек не имел права снимать меня на видео без моего согласия, — говорит Ибраева. — Я хотела обжаловать действия этого человека в суде, но мне отказались называть имя человека, который сначала делал видеозапись, а потом напал на меня. Прокурор Есильского района Астаны Мажренов и прокурор первого управления городской прокуратуры Ерекешев сказали: «Мы не знаем, о ком идет речь». Там все на вопрос, кто этот полицейский, развели руками и сказали: «Мы не знаем, кто здесь снимал. Мы не знаем, кто здесь делал видеозапись».Автор: Камиль Аянов
http://respublika-kz.info/
Комментариев пока нет... Будьте первым!